Документальное кино Израиля
покорило Нью-Йорк
Фильм израильского режиссера Альмы Харель «Бомбейский пляж» (Bombay Beach) удостоен премии «за лучший документальный фильм» на кинофестивале «Трайбека» (Tribeca Film Festival) в Нью-Йорке. Это весьма почетная награда, ибо фестиваль «Трайбека», основанный десять лет назад Робертом Де Ниро, всегда отличался сильной документальной программой.
Международная премьера фильма «Бомбейский пляж» состоялась на Берлинале, где лента демонстрировалась в разделе «Панорама». Повествуется здесь о крушении «американской мечты» - через стильную смесь приемов Cinema Verite и съемок на домашнее видео, сопровождаемых затейливым саундтреком: музыка группы Beirut плюс хиты Боба Дилана. В центре картины - три выразительных персонажа: семилетний мальчик, страдающий биполярным аффективным расстройством, футбольный болельщик - афро-американец, переехавший в Бомбей, и 85-летний мужчина - наполовину поэт, наполовину пророк. Все это вкупе с визуальными изысками создает сюрреалистическую атмосферу, позволяющую отнести картину Харель к разряду артхаусного кино.
Альма Харель, уроженка Тель-Авива, начала свою карьеру с видеоарта, снимала музыкальные видеоклипы и рекламные ролики и, наконец, остановила свой выбор на кинодокументалистике. Ее работа с Заком Кондоном и группой Beirut привела к получению престижной награды за лучший видеоклип к синглу Elephant Gun. Кроме того, она пишет к сценарии к игровым фильмам и периодически выступает в роли продюсера.
С картиной Альмы Харель в международном конкурсе документальных фильмов конкурировали 12 кинолент. Впридачу к почетной награде, израильская документалистка получила денежный приз в размере 25000 долларов. «Мы единодушны в своем выборе, - говорится в решении жюри, - и присуждаем эту награду за красоту, лиризм, умение сопереживать и... изобретательность».
Всего в фестивале «Трайбека» участвовали 93 полнометражных и 60 короткометражных фильмов из 40 стран мира. Специальный приз жюри достался еще одному израильтянину - студенту факультета кино и телевидения Тель-Авивского университета Дору Фадлону за короткометражку «Эва - рабочее название» (Eva - Working Title).
Израильское игровое, а в последние годы главным образом документальное кино, переживают самый настоящий бум. Благодаря действенной финансовой и законодательной поддержке государства снимается большое число документальных лент, в том числе и фильмы с бюджетом в несколько сотен тысяч евро.
Итог: масса призов и удачные контракты на мировых киноярмарках, организация проведения собственных международных кинофорумов, из которых особо выделяются Иерусалимский и Хайфский. По мнению экспертов и специалистов, в фундаменте успеха израильского кино — работа государственного фонда кино и телевидения и специальный закон о поощрении киноиндустрии.
Саша Кляйн, продюсер: «У нас документальное кино не только из-за того, что у нас много хороших документалистов, а из-за того, что в Израиле жизнь гораздо более активна, чем во многих других странах. Я встретил кинематографистов из Новой Зеландии, которые говорят, что у них новости начинаются с погоды».
Александр Гентелев, репатриант из российского Дагестана, — на сегодня один из самых известных и востребованных на мировом рынке документального кино режиссеров из Израиля. Его знаменитый фильм «Олигархи» о зарождении природы российской финансовой элиты не так давно сменила «Криминальная честь», высокобюджетное документальное погружение в элиту российского бандитизма.
Александр Гентелев, режиссер: «Я для себя всегда определяю так: мне интересно снимать человека на фоне истории, на фоне времени. Поймать вот этот момент».
Среди последних нашумевших израильских работ — фильм «Бомбейский пляж» режиссера Альмы Харель. Эта история в жанре арт-хаус о крахе американской мечты, раскрытой через судьбы совершенно разных героев: больного семилетнего мальчика, чернокожего футбольного фаната и 85-летнего поэта- прорицателя.
В качестве еще одной меры развития документального кино израильские законы в кинематографе обязывает крупные телеканалы страны в обязательном порядке обеспечивать производство и показ документальных фильмов. При этом действует не только отлаженная система контроля объема и качества, но и поддержки и стимулирования этого процесса.