Кинематограф Израиля
Израильское кино (ивр. קולנוע הישראלי) — национальный кинематограф государства Израиль.
В среднем в Израиле снимают 14 художественных фильмов в год, 300 часов телевизионных фильмов и 100 часов документального кино
Ещё со времен турецкого владычества в Палестине снимались фильмы. В 1896 году братья Люмьер послали французского кинооператора Александра Промио на Ближний Восток. Промио снял несколько фильмов, впервые запечатлев на плёнку виды Иерусалима и Палестины. В 1899—1902 гг. Теодор Герцель пытается снять несколько пропагандистских фильмов о Эрец-Исраэль, но затея не получает развития. В 1903 году компания Edison Studios снимает в Палестине фильм «Танцоры у ворот Яффо». Некоторые фильмы, в том числе «Армия Иисуса», были сняты на деньги христианских миссионеров. Специально для 10 Сионистского конгресса 1911 г. британский кинорежиссёр Мори (Моше) Розенберг снимает «Первый фильм в Эрец-Исраэль». В 1913 году кинокомпания «Мизрах» из Одессы снимает пропагандистский фильм «Еврейская жизнь в Эрец-Исраэль». В1913 году Акива Арье Вайс открывает первую киностудию в Палестине под названием «Ора хадаша», правда первый фильм, посланный во Францию, потерялся из-за разразившейся Первой мировой войны. В 1917 годуЯаков Бен-Давид, прозванный «Пионером ивритского кинематографа», снимает документальный фильм о прибытии генерала Эдмунда Алленби в Иерусалим. На протяжении нескольких лет профессор Борис Кац, основатель «Школы искусства и ремёсел Бецалель», пытался создать кинематографическую промышленность в Палестине, но эти попытки ни к чему не привели. С прибытием в Палестину в 1926 году Натана Аксельрода начал развиваться ивритский кинематограф. Аксельрод, выходец из России, находился под влиянием идей Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина. Он начинает снимать первый художественный ивритский фильм «Пионер» (החלוץ), но из-за финансовых трудностей съёмки пришлось прервать. Аксельрод создаёт кинотоварищество и начинает выпускать кинодневники, рассказывающие о жизни в Палестине, в том числе о прокладке нефтепровода между Хайфой и Киркуком, начале строительства Нетании и т. д. В 1931 году компания «Ага» Баруха Агадати снимает первый ивритский анимационный фильм «Приключения Гади бен Суси» (הרפתקאותיו של גדי בן סוסי). В начале 30-х гг. Александр Форд снимает в Палестине фильм «Цабар», причём сценарий был написан его женой Ольгой. Фильм, снятый в жанре вестерна, рассказывает о еврейских поселенцах, ищущих воду в пустыне и сталкивающихся с группой вооружённых бедуинов. В фильме снимались ведущие театральные актёры того времени, в том числе Хана Ровина, Иегошуа Бертонов, Рафаэль Клячкин и др.
В 1935 году Барух Агадати снимает свой самый известный фильм «Вот эта земля» (זאת היא הארץ). Остановившееся во время Второй мировой войны кинопроизводство заработало снова после провозглашения независимости Израиля в 1948 году. В основном снимались документальные фильмы и кинодневники, на средства и по заказу израильского правительства. В 1954 году пресс-служба ЦАХАЛа создаёт собственную студию, снимающую как документальные, так и образовательные фильмы. В том же году Кнессет принимает «Закон о поощрении кинопроизводства», обязывающий владельцев кинотеатров показывать определённый процент израильских фильмов. В 1960 году правительство начинает на полной основе субсидировать местное кинопроизводство.
В 50-х гг. XX века, в Израиле снимается несколько художественных фильмов, среди которых самым значительным был снятый в 1955 году«Высота 24 не отвечает» (גבעה 24 אינה עונה). Он был самым дорогим на то время фильмом, снятым на израильской киностудии. Бюджет фильма составлял 650 тысяч фунтов стерлингов, но потрачено на производство было в три раза больше. Это был первый израильский художественный фильм, представленный на кинофестивале в Каннах. В фильме снимались известные израильские и зарубежные актёры, в том числе Хайя Харарит, Майкл Уэйджер (англ.)русск., Арик Лави, Шошана Дамари, Edward Mulhare и другие. Постановщиком фильма был британский кинорежиссёр Thorold Dickinson. Фильм имел кассовый успех, но в Израиле был встречен холодно, в первую очередь из-за того, что снимался на английском языке.
После начала субсидирования правительством израильского кинематографа начался его настоящий рассвет. На это время приходится начало работы в кино Эфраима Кишона, Ури Зоара, Менахема Голана, Арика Айнштейна, Аси Даяна, Боаза Давидзона и т. д. Наибольшую популярность в то время приобретают фильмы, снятые в так называемом жанре «Фильм-бурекас» (סרט בורקס). В основе этого жанра лежат отношения между различными представителями израильского народа (в основном, между сефардами и ашкеназами) с полным набором стереотипов, разницей в культуре, насмешками над акцентами и тому подобным. Название «Фильм-бурекас» придумал израильский кинорежиссёр Боаз Давидзон, автор культового фильма «Эскимо-лимон», как насмешливый синоним спагетти-вестернов. Первым таким фильмом, стал снятый Эфраимом Кишоном «Салах Шабати» (סאלח שבתי) с Хаимом Тополем в главной роли. Фильм пользовался огромной популярностью в Израиле. Он получил два приза «Золотой глобус» в категориях лучший актёр и лучший зарубежный фильм. К тому же это был первый израильский фильм, номинированный на «Оскар» в категории за лучший иностранный фильм.
С другой стороны, под влиянием Новой волны, в израильском кинематографе появилась группа режиссёров и актёров, называющих себя «Новая чувственность» (הרגישות החדשה), пытающихся создать новое, модернистское кино. Первым таким фильмом стал снятый в 1964 году Ури Зоаром «Дыра в Луне» (חור בלבנה). Фильм полностью провалился в прокате, но уже следующий «Три дня и ребёнок» (שלושה ימים וילד) того же режиссёра, принёс не только финансовый успех, но и приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале актёру Одеду Котлеру.
Как и «Фильмы-бурекасы», так и «Новая чувственность» продолжали своё развитие вплоть до 80-х годов.
В 70-х гг. XX века, «Фильмы-бурекасы» приобрели необычайную популярность у израильских зрителей, на фоне уничижительного отношения к ним со стороны критиков. Такие фильмы как «Чарли с половиной» (צ'ארלי וחצי) и «Торжество в снукере»(חגיגה בסנוקר), с Зеевом Ревахом и Иегудой Барканом в главных ролях, разошлись на фразы в израильском обществе. «Эскимо-лимон», «А-Лаака» и «Высота Хальфон не отвечает» стали культовыми фильмами израильского кино. В то же время представители «Новой чувственности» снимали свои лучшие фильмы. Эфраим Кишон поставил «Полицейского Азулая» (השוטר אזולאי), получившего приз «Золотой глобус» и выдвинутого на «Оскар». В главной роли снялся один из лучших израильских актёров Шайке Офир. Два фильма режиссёра Моше Мизрахи «Я люблю тебя, Роза» (אני אוהב אותך רוזה) и «Дом на улице Шлуш» (הבית ברחוב שלוש) также выдвигались на получение премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», как и фильм Менахема Голана «Операция Йонатан».
На фоне экономического кризиса в Израиле произошёл кризис и в израильском кинематографе. Всё меньше публики посещало кинотеатры и правительственные субсидии тоже не увеличивались. Среди наиболее удачных фильмов того периода, можно выделить «За решёткой» (מאחורי הסורגים) Ури Барабаша, «Аванти пополо» (אוונטי פופולו) Рафи Букаи, «Блюз на каникулы» (בלוז לחופש הגדול) Михи Киршнера и «Два пальца от Сидона» (שתי אצבעות מצידון) Эли Коэна, причём последний был снят студией пресс-службы ЦАХАЛа. Одноимённая песня из фильма стала хитом на израильском радио.
В 90-х гг. израильские кинематографы обратились к более понятному публике жанру мелодрамы. Фильмы Шабтая Габизона «Шуру» (שורו) и «Больной любовью из квартала Гимель» (חולה אהבה בשיכון ג) с Моше Ивги в главных ролях, «Жизнь по Агфе» (החיים על פי אגפא) Аси Даяна, «Песнь сирены» (שירת הסירנה) Эйтана Фокса, «Афула-экспресс» (עפולה אקספרס) Джули Шелез завоевали любовь израильского зрителя. В 1993 году на экраны выходит фильм «Зоар», повествующий о трагической судьбе знаменитого израильского певца Зоара Аргова. В1999 году, режиссёр Арик Каплун обращается к теме проблем репатриации советских евреев в Израиль. Он снимает фильм «Друзья Яны» (החברים של יאנה), рассказываюший о судьбе брошенной мужем новой репатриантки на фоне операции Буря в пустыне. В фильме снимались Эвелин Каплун, Нир Леви, Владимир Фридман, Исраэль Демидов, Евгения Додина, Люси Дубинчик и др. Фильм тепло встретили как зрители, так и критики на кинофестивалях в различных странах.
В начале ХХI века начался бум израильского кинематографа. Публика снова вернулась в кинотеатры. Израильские фильмы пользуются заслуженным успехом на мировых кинофестивалях. Развитие коммерческого телевидения в Израиле повлекло за собой расцвет кино. На экраны выходят фильмы молодых израильских кинорежиссёров, таких как Довер Косашвили с фильмом «Поздняя свадьба» (חתונה מאוחרת), Нир Бергман — «Сломанные крылья» (כנפיים שבורות), Джозеф Сидар (англ.) — «Бофор» (בופור), Эран Колирин «Визит оркестра» (ביקור התזמורת) и др. Снимают новые фильмы и известные кинорежиссёры: Эйтан Фокс — «Прогулка по воде» (ללכת על המים) и «Йосси и Джаггер» (יוסי וג'אגר); Ави Нешер — «Конец мира налево» (סוף העולם שמאלה); Шаби Габизон — «Катастрофы Нины» (האסונות של נינה) и т. д. В 2005 году, фильм одного из самых известных режиссёров Израиля Амоса Гитая «Свободная зона» (אזור חופשי) выходит в мировой прокат. В фильме снялась Натали Портман, а исполнительница главной женской роли Хана Ласло получила премию за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале.
В Израиле две известных кинематографических премии. Продолжение »